Проект №3. Военный спецзаказ — LAN для боевой машины

Итоговый продукт:
Гибкий, прочный LAN-кабель, устойчивый к морозу –50 °C, УФ-излучению и влаге.
Вводная информация:

Одним из российских военных КБ была поставлена задача сделать LAN-кабель для использования на внешней подвеске боевой машины типа «Тигр». На транспортном средстве закрепляется катушка с проводом. Далее по необходимости ее разматывают для развертывания на местности определенного оборудования, от портативной радиостанции до комплексов радиоэлектронного подавления систем радиосвязи.

Изделие должно было соответствовать категории 5е (уровень пропускной способности). И быть настолько прочным, чтобы даже при атомном взрыве кабель не капал расплавленной медью на штаны солдатам. А заодно мог постоянно скручиваться и раскручиваться даже на морозе в –50 °C, быть стойким к УФ-излучению, влагостойким, не переламываться, не терять своих свойств при постоянной смотке/намотке на катушку.

В обычном LAN-кабеле витые пары находятся свободно внутри и при постоянных изгибах трутся друг о друга. Оболочка без поддержки изнутри тоже начинает плющиться, что в итоге приводит к нарушению геометрии, потере шага скрутки и нарушению целостности экрана. Все это влияет на погонное и переходное затухание, соотношение сигнал/шум и, в конечном итоге, приводит к ухудшению характеристик кабеля и потере скорости передачи данных.

Фото носит иллюстративный характер, так как непосредственно оборудование, для которого «Диадой» был разработан кабель, засекречено. На снимке мобильный комплекс РЭБ, технического контроля, радиоэлектронной имитации и постановки помех Леер-2 на базе Тигр-М.

Фото носит иллюстративный характер, так как непосредственно оборудование, для которого «Диадой» был разработан кабель, засекречено. На снимке мобильный комплекс РЭБ, технического контроля, радиоэлектронной имитации и постановки помех Леер-2 на базе Тигр-М.

Еще хуже обстоят дела на морозе, где полиэтилен (из него состоит изоляция кабеля) просто ломается и осыпается с жилы, что приводит вообще к полной потере работоспособности кабеля. Что для боевой машины совершенно недопустимо, потому что тогда она не сможет выполнить свою задачу – победить врага.

Кабель LAN для боевой машиныОсобо эластичный LAN-кабель, разработанный по военному спецзаказу.

Задача получилась нетривиальная. С одной стороны, «Диада» не может уйти от полиэтилена в изоляции жил, потому что это приведет к реальному ухудшению свойств LAN-кабеля. С другой стороны — необходимо сделать кабель гибким на морозе.

Решение:

Было принято решение залить все внутреннее пространство кабеля сверхмягким полимером, который не застывает на морозе. В результате такой полимер удерживает даже лопнувшую изоляцию жилы, не давая ей осыпаться. Кабель сохраняет геометрию при постоянных перегибах и на сильном морозе.

А потом, уже на залитые мягким полимером жилы, наносятся экраны. Затем сверху, по экранам, оболочка из мягкого термоэластопласта.

Цена за разработку и производство: разработка выполнена за свой счет, отпускная цена готового изделия – 70 рублей за метр. Крупный завод запросил бы 300-400 рублей за метр.

Комментарий директора «Диады»
Игоря Топорова:
«В конечном итоге мы получили LAN-кабель, от которого все пищат, когда берут его в руки. Мы проводили испытание на многочисленные изгибы и перекрутки после двухчасовой выдержки при температуре –60 °C. Кабель полностью сохранял свою работоспособность. Получилось действительно уникальное изделие! И здорово, что наш кабель стоит в современных боевых машинах!»